История возникновения "елизаветинских" люстр

Как и любое ремесло, изготовление осветительных приборов постоянно эволюционирует. Но, как и несколько веков назад, в производстве плафонов и декоративных элементов используются несколько видов ремесел, таких, как выдувание стекла, обработка хрусталя, формовка пластиковых деталей, обработка металлических изделий и многие другие.

В России производство осветительных приборов началось по указу Петра Первого. Ведь роскошные дворцы нужно было хорошо освещать и украшать, чтобы можно было на зависть соседям устраивать пышные балы и приемы. Царь традиционно приглашал ремесленников из соседних, более развитых в то время стран.

Одним из первых мастеров, прибывших в Россию, стал французский мастер по обработке бронзы. Но в те времена его труд остался невостребованным, так как настали не простые времена, и Петр запретил возводить огромные дворцы. Зато в Европе развитие бронзового искусства достигло апогея, а французские и английские мастера были востребованы практически в каждой стране. Они создавали настоящие шедевры из бронзы и покрывали их позолотой.

А с приходом к власти Екатерины Второй в России изящные изделия из бронзы, в том числе и потолочные и настенные светильники, стали чрезвычайно популярны. Екатерина, можно сказать, стала основателем в стране собственного ремесла по обработке бронзы. Теперь дорогие позолоченные изделия не завозились из Европы, а производились в небольших мастерских Санкт-Петербурга.

В начале 18 века появилась первая фабрика по производству осветительных приборов из бронзы. Здесь изготавливались светильники невероятной красоты по технологии, перенятой у английских мастеров. Массивные и в то же время изящные, они переливались на свету словно бриллиант, так как состояли из тысяч подвесок из стекла и горного хрусталя. Эти произведения искусств украшали царские апартаменты и в народе получили название»елизаветинские», в честь английской королевы Елизаветы.

Наряду с шикарными люстрами Императорская фабрика (именно такое название она получила при Екатерине Второй) наладила выпуск торшеров и бра, канделябры и подсвечники. Теперь темные углы дворцов тоже были освещены: бронзовые светильные приборы появились в спальнях и столовой, кабинетах и приемных.

В наше время»елизаветинские»светильники практически не найти даже в самых крупных и известных музеях. Но все же полюбоваться на эту красоту можно. Две "елизаветинские" люстры представлены в экспозиции Эрмитажа. Их в конце 18 века приобрел князь Потемкин. Смог он их купить в Англии по очень высокой по тем временам цене. В их оформлении использовалось большое количество стеклянных элементов разных цветов.

С годами сменились технологии изготовления, но мода не изменилась. Современные производители трепетно относятся к традициям прошлых веков и зачастую используют при изготовлении светильников элементы, характерные для 18 века. По-прежнему в моде изящные изгибы бронзовых элементов, как и раньше, актуален декор из хрусталя, никогда не выходят из моды большие красивые светильники.

Понятие»елизаветинские люстры»до сих пор применяется как название средневекового стиля и пользуется невероятной популярностью.

Приобрести люстры и другие осветительные приборы есть возможность выбрать «Все для дома»

Обратно к статьям